Вы здесь

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА. УРОКИ РЕЖИССУРЫ

1 декабря в 19:00 на Основной сцене РАМТа состоялась московская премьера спектакля «Матренин двор» Томского театра драмы. Режиссер Юрий Печенежский. Это первая постановка областного по Солженицыну в Томске. Спектакль идет с неизменными аншлагами. Событие прошло в рамках конкурсной программы VII Фестиваля «Уроки режиссуры» Биеннале театрального искусства.

Действие спектакля происходит в эпоху 50-х годов в глухой советской деревне, куда приехать может каждый, а уехать — практически никто. Спектакль построен на классической интерпретации рассказа Александра Солженицына, написанным в те же 50-е года.

На сцене сразу появляется рассказчик (Павел Кошель), который повествует о своих желаниях поработать учителем в глубинке просторной России, подальше от цивилизации. Мужчина этот немолод и хочет тихой и спокойной жизни, наделяя общество знаниями. Он сбегает от суеты внешнего мира в тихую и спокойную деревеньку с необычным названием Тальново.

Это время умирания духовности в деревне и, как следствие, в целой стране. И только один человек своей простой и скромной жизнью, сам того не зная, пытается сохранить иссякающую душу бытия.

В поиске жилья автор долго блуждал по домам местных, пока проводница не показала ему последний из домов. Давно построенная изба была не низкой – восемнадцать венцов с чердаком и подпольем, которая смело могла уместить всю семью. Однако в здании жила одинокая женщина 60-ти лет, которую звали Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна (Елена Саликова). Рассказчик детально рассказывает о жизни старушки, показывая всю простоту и глубину её души, раскрывает взаимоотношения с обществом и внешним миром. Самобытность Матрёны поражает, ведь она совсем иначе смотрит на обыденные вещи: её не интересует обогащение, ей не нужно лишнего и чужого; у неё есть дом, который является местом силы, и есть хозяйство, без которого она не может быть.

С каждым днём Матрёна раскрывается перед своим съёмником, делясь не только нынешними делами, но и возвращаясь в прошлое. Женщина с невероятной трогательностью и чистотой вспоминает свою молодость (молодую Матрёну играла Аделина Бухвалова), совместившую искреннюю любовь и горькие ошибки. С этими ошибками старушка давно примирилась, поэтому она до последних дней работала, не покладая рук и не щадя своего здоровья.

Матрёна старалась помочь каждому, кто нуждался в её помощи. Она не задавала лишних вопросов, не пыталась узнать, из корыстных ли побуждений или нет человек обращался к ней. Она просто жила с той редкой наивностью, которая есть лишь у маленьких детей. Однако самой женщине никто не хотел помогать в ответ: государство не платило Матрёне заслуженную пенсию и требовало бесконечное количество бумаг для подтверждения; родные сёстры постоянно говорили о поддержке и помощи, однако сами взамен ничего не предлагали и осуждали при любом удобном случае.

Один из таких случаев произошёл на службе, куда Матрёна пришла с любимым котелком, чтобы набрать святой воды, а его кто-то забрал себе:

Бабоньки! — ходила Матрена среди молящихся. — Не прихватил ли кто неуладкой чужую воду освячённую? В котелке?»

Конечно, никто не признался, ведь сразу по всей деревне разнесут, что он вор, а чужое лишним не будет.

С этого момента в жизни женщины начались резкие перемены, которая начали рушить привычный для неё уклад жизни. Как-то раз к ним из Черустей приехала Кира (её названная дочка) со своим отцом Фадеем и бывшим возлюбленным Матрёны (заслуженный артист РФ Евгений Казаков). Своих детей у неё не было: родила 6 и всех схоронила, поэтому взяла на воспитание девочку, которую 10 лет воспитывала, как родную дочь. Кира так и жила с Матрёной, пока не вышла замуж и не уехала. Избу свою старушка, в которой прожила 40 лет и в которую вложила всю себя, завещала Кире. Фаддей, имея только корыстные цели и наплевав на все моральные устои, решил забрать наследство для молодых ещё при жизни Матрёны. А она была добра и не смела спорить, так как ей важнее было счастье девушки, нежели своё. Однако для неё самой этот шаг положил начало разрушению внутреннего мира женщины; это шаг и стал концом всей её жизни.

Композитор Николай Морозов специально для «Матренина двора» написал несколько песен, стилизованных под народные.

Режиссер Юрий Печенежский о спектакле «Матренин двор»:

«Солженицын как автор интересует меня своей человеческой позицией. Так что для меня «Матренин двор» – это в первую очередь сам Солженицын. Переложить историю на сцену оказалось крайне сложно. Мы старались, чтобы спектакль выглядел наименее литературным. Постановка перешла в иной образ и стала отдельным произведением. Темы, которые будут затронуты в постановке, достаточно актуальны для меня. Мы не делаем спектакль только для старшего поколения, чтобы посидеть и поностальгировать. Мы делаем это для разных возрастов. Чтобы молодые смогли увидеть какие-то новые и важные вещи».

В рамках данного проекта были показаны следующие спектакли:

1. «Мама, я блогер» — театр «Школа драматического искусства» (Москва);

2. «Академия смеха» — Санкт Петербургский государственный академический театр им.Ленсовета;

3. «Поиск продолжается» — Московский академический театр им. Вл. Маяковского;

4. «Сирано де Бержерак» — Московский театр «ОКОЛО дома Станиславского»;

5. «Человек в закрытой комнате» — Лесосибирский драматический театр «Поиск»;

6. «Коричневое утро» — РАМТ (Москва);

7. «Цехъ поэтовъ» — Няганский театр юного зрителя;

8. «А зори здесь тихие» — Свердловский государственный академический театр драмы (Екатеринбург);

9. «Акакий» — Луганский академический русский драматический театр им. П. Луспекаева;

10. «А.Т.» — Коми-Пермяцкий национальный драматический театр им. М. Горького (Кудымкар);

11. «Так возможно, так близко» — Театр ЦЕХЪ (Санкт-Петербург);

12. «Левша» — Донецкий республиканский академический молодежный театр (г. Макеевка);

13. «Гамлет. Машина. Цемент» — Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана (Йошкар-Ола);

14. «Матренин двор» — Томский областной театр драмы.

Торжественная церемония закрытия фестиваля «Уроки режиссуры» и награждение лауреатов состоялась 4 декабря на сцене Московского театра «Et Cetera» п/р Александра Калягина.

Фестиваль проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Фотографии взяты с официального сайта VII Фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры»: urokirezhissury.ru

Корреспондент: Макарова Ирина, Петрова Юлия