ЭРИХ МАРИЯ РЕМАРК «ИСКРА ЖИЗНИ»
«Кожа лица подернулась морщинами только в уголках глаз и губ – других мускулов, чтобы реагировать на боль, на лице не осталось».
Анализ творчества Ремарка я предлагаю начать именно с этого произведения. В очереди пылятся его не менее популярные «Три товарища» и «Триумфальная арка»; рецензии на них будут опубликованы чуть позже.
Эрих Мария Ремарк отнесён к писателям «потерянного поколения». Это группа «рассерженных молодых людей», прошедших ужасы Первой мировой войны (и увидевших послевоенный мир вовсе не таким, каким он виделся из окопов) и написавших свои первые книги, так шокировавшие западную публику. Роман «Искра жизни» Ремарк посвятил своей старшей сестре Эльфриде Шольц, которая была арестована в 1943 году за антивоенные и антигитлеровские высказывания, а после была казнена (обезглавлена) нацистами. Действие романа происходит в концентрационном лагере близ вымышленного города Меллерн. В действительности такого лагеря не существовало, но при его описании Ремарк взял за основу данные о Бухенвальде. Сам писатель в концлагере никогда не был, но при написании романа использовал официальные отчеты и свидетельства очевидцев.
Итак, перед нами предстает концлагерь Меллерн, в котором, в отличие от множества других, отсутствуют газовые камеры, что являлось предметом особой гордости коменданта. Он с радостью подчеркивал, что в Меллерне люди умирают естественной смертью.
Но разве можно называть естественной смерть от голода, пыток, избиений, бесконечного страха, грязи, а главное – от унижения?!
Основное действие разворачивается в Малом лагере, официально названным щадящим отделением Меллерна, поскольку туда попадали люди, которые были не в состоянии работать, ходить и даже просто мыслить.
Назвать Малый лагерь щадящим – это подлый сарказм со стороны нацистов. «Щадящий» лагерь к концу каждого дня поставлял местному крематорию сотни обездвиженных тел, среди которых были не только трупы, но и те, кто не мог просто-напросто подать признаков жизни, чтобы не быть поглощенными огнем печи.
В одном из бараков этого отделения обитала горстка скелетов, наделенных некоторой искрой, надеждой, тлеющей мечтой вырваться за колючую проволоку. Вынужденные ползком добираться до выгребной ямы, спать стоя или по очереди, поскольку барак переполнен, они все-таки борются. Прячут в чужой робе тех, кто должен быть казнен. Страшными способами добывают себе то, что не очень-то уверенно можно назвать съедобным. Они собирают по частям найденное во время бомбежки оружие. Из вымоченного в крови хвороста они складывают костер, который изо всех оставшихся сил пытаются зажечь своими искрами жизни, чтобы осветить свободное будущее.
А по другую сторону колючей проволоки от пуза нажираются и резвятся с «ночными бабочками» фашисты, убежденные в том, что действуют по приказу. Они не чувствуют за собой абсолютно никакой вины, аргументируя происходящее в лагере требованиями войны. Фашисты используют прах пленников в качестве искусственного удобрения, посыпают дороги зимой вместо песка.
Удивительно, что коммунисты среди узников показаны Ремарком готовыми принять «наследие» нацистов. Они намерены, вырвавшись из концлагеря, открыть свой и посадить туда тех, кто не согласен с их политическими убеждениями. Несмотря на жалость и сострадание к узникам, нельзя не заметить, что на самом деле пленники ничем не отличались от убийц-фашистов, будь они на их месте. Власть выворачивает на изнанку человеческую душу, оголяя ее чернейшие фибры, о которых человек и не подозревал, пока не почувствовал силу и могущество над синонимичным себе существом.
Такая страшная книга заканчивается на достаточно позитивной ноте. Те немногие выжившие, на протяжении нескольких лет наблюдавшие за жизнью холма вдалеке за пределами проволоки, теперь могут ощутить его свободную землю под ногами. Существовать они уже научились. Теперь им нужно заново научиться ЖИТЬ.
Подведём черту.
Данный роман возможно заставит вас пересмотреть свои жизненные ценности, изменит взгляд на многие вещи, которые вы просто-напросто не замечаете, принимая их как должное, считая заурядно обыденными. Ремарк не поскупился на художественные средства выразительности. Пусть большинство из них мрачные и гнетущие, отчасти страшные, но без них роман не приобрел бы нужный окрас. Произведение достаточно тяжело читается. Во-первых, происходящие на страницах книги ужасы не так легко сможет перенести впечатлительный читатель. Во-вторых, мысли главных героев, помутненные и запутанные от голода, страха и боли, трудно понять с первого раза; приходилось перечитывать некоторые места, дабы ощутить все, что пытается донести Ремарк.
Сильный, трогательный и глубоко душевный роман, который я рекомендую к прочтению абсолютно каждому.
Евгений КУЛИШОВ