ЭТЕЛЬ ЛИЛИАН ВОЙНИЧ «ОВОД»
«Кровь, всюду кровь! Ковер – точно красная река, розы на камнях – точно пятна разбрызганной крови!.. Боже милосердный! Неужто небо Твое и Твоя земля залиты кровью? Но что Тебе до этого – Тебе, чьи губы обагрены ею!»
4 августа 1878 года. Санкт-Петербург. Площадь Искусств. Утро. Двое мужчин поравнялись с шефом жандармов Николаем Мезенцовым, возвращающимся домой из часовни у Гостиного двора. Неожиданно один из них ударил Мезенцова стилетом в живот и вместе со своим спутником быстро вскочил в экипаж, стоявший поблизости. Через несколько секунд повозка скрылась из виду. Убийцей жандармского начальника оказался Сергей Степняк-Кравчинский, знаменитый революционер-народник, который впоследствии стал прототипом главного героя романа Войнич «Овод».
И вновь мы стоим пред столь любимым мною отсеком в литературе, обозначенным такими ключевыми словами, как «автобиографичность», «прототипы», «образы», «символы»… Убеждён, на школьных уроках литературы этой загадочной стороне создания той или иной рукописи было отведено неоправданно много внимания. Не надо далеко ходить, достаточно вспомнить начало школьной шутки на эту тему: «Почему же автор сделал шторы синими?» Однако данный роман действительно таит в себе без преувеличения много параллелей с жизнью автора, а если быть точнее, писательницы.
Этель Лилиан росла излишне впечатлительной. Она любила слушать рассказ матери о том, как однажды ее семья приютила двух итальянских революционеров, приговоренных к пожизненному изгнанию. Эта история будоражила фантазию Лили настолько, что заставляла ее на ходу сочинять своим знакомым, как она якобы приносила еду одному из ослабевших революционеров, хотя самой Лили еще тогда не было на свете.
В возрасте восемнадцати лет Этель Лилиан стала подражать известному итальянскому карбонарию Джузеппе Мадзини и облачилась в черную одежду. Девушка где-то вычитала, что этот итальянский патриот, основатель подпольной революционной организации «Молодая Италия», проведший в изгнании большую часть своей жизни, поклялся в юности никогда не снимать траура по своей угнетенной родине.
В это же время Лилиан наткнулась на книгу под названием «Подпольная Россия». Издание состояло из очерков о революционерах-народниках, которых автор, некий Степняк, знал лично. Кто такой этот Степняк? Этель твердо решила, что должна его увидеть! И встреча состоялась. В Лондоне со Степняком ее познакомила Шарлотта Вильсон, издательница журнала «Свобода». Много лет спустя именно Шарлотта станет прототипом Джеммы в романе «Овод».
«Как он отважен и добродушен, испытания ничуть его не ожесточили!» – восхищалась Лилиан русским революционером Сергеем Степняком-Кравчинским, с рекомендательным письмом которого спустя время она прибыла в Петербург, близко сошлась с народовольцами, посещала собрания и кружки, живо интересовалась происходящими в России событиями.
Мужем Этель Лилиан стал польский революционер Войнич. Как участник польского национально-освободительного движения он был сослан в Сибирь, после побега из ссылки жил в Лондоне. Этель Войнич активно помогала своему мужу в его деятельности, была избрана членом общества друзей русской свободы, ей поручали переправлять через границу нелегальную литературу.
Как видим, материала к написанию некоторого литературного труда, особенно для такой впечатлительной личности, Этель Войнич впитала в себя предостаточно. Обстановка в Англии конца XIX века, связь с русской революционной эмиграцией и пребывание в России оказали огромное влияние на Войнич. Дело шло к написанию ее первого произведения «Овод».
«Овод» – роман революционно-романтический. В нем Войнич воспроизвела деятельность участников подпольной революционной организации «Молодая Италия» первой половины XIX века. Этель ведает читателю историю молодого и наивного Артура Бертона, студента философии, решившего посвятить свою жизнь освобождению Италии от чужеземных захватчиков. Оказавшись обманутым и отвергнутым всеми и вся, Артур исчезает, имитировав самоубийство. Спустя 13 лет он возвращается на родину под другим именем и с изуродованной внешностью, исковерканной судьбой и ожесточенным сердцем. Девизом «Молодой Италии», в которую он когда-то вступил, были слова: «Во имя бога и народа, ныне и во веки веков!» 13 лет назад Артур еще думал, что бог поможет народу. Христос ведь отдал жизнь за спасение народа. Однако теперь эти иллюзии разрушены, и в уже трезвой голове Артура пульсирует мысль: религия – ложь, она помогает угнетателям. Отныне Артур – враг церкви, религии, религиозного мышления, требующего от человека слепого преклонения. Теперь во имя народа Артур борется с религией пером и мечом под журналистским псевдонимом Овод, представ перед людьми, которыми когда-то, горячо любя, восхищался.
Сразу после выхода роман «Овод» не принес Войнич большой славы. Дело в том, что его первые читатели – американцы и англичане – были ошибочными адресатами. Настоящие поклонники ее бунтарского духа жили далеко от них – в вечно мятежной и дикой России. И пока писательница переезжала из города в город, с континента на континент, меняя ремесло и увлечения, они зачитывали ее «Овода» до дыр и боготворили героя романа. Дожив до глубокой старости, она случайно узнала о том, что ее слава в далекой России незыблема, как стяг свободы.
Любопытным фактом несомненно является то, что роман «Овод» оказал влияние на рассматриваемого мною ранее американского писателя Джека Лондона. Одним из произведений, в котором улавливается связь с произведением Войнич, является рассказ Лондона «Мексиканец», который посвящен национально-освободительному движению Мексики начала XX века. Главный персонаж произведения – юноша, единственной целью своей жизни считающий служение революции. Ассоциацию с Оводом вызывает поразительное созвучие имен и фамилий главных героев «Мексиканца» и «Овода». Оба героя остаются для окружающих абсолютной загадкой, производят отталкивающее и пугающее впечатление уже при первой встрече, не пользуются теплым отношением со стороны соратников, признавших их таланты. Как Овод вызывал у товарищей несколько суеверные чувства, так и главному герою «Мексиканца» власти приписывали дьявольскую силу. Джек Лондон сознательно добивался сходства своего персонажа с главным героем романа Войнич. Очевидно, сам писатель высоко оценил созданный Этель образ революционера и увидел в нем идеал борца и образец для подражания.
Уже в последние годы жизни Войнич перед советскими литераторами поставила все точки над i по поводу прототипов героев своего романа. Прототипов, которые если следовать логике при изучении биографии Этель, сочились из ее окружения. Прототипа, который оказал первоочередное влияние на создание образа главного героя «Мексиканца» Джека Лондона. Войнич положила конец спорам, вдребезги разбив некоторые очевидные сходства и связи предполагаемых прообразов, тем самым несколько ошеломив исследователей. А когда русские принесли к ней домой киноаппарат и коробки с пленкой и показали советский фильм «Овод», Лили произнесла: «Нет, это совсем не так».
Подведём итог.
В ходе прочтения романа можно ознакомиться с видением Этель Войнич решения вопроса о выборе методов борьбы за национальную независимость. Этой книгой увлекались Максим Горький, Владимир Маяковский, Николай Островский. Высоко ценили и распространяли среди молодежи Свердлов и Калинин. Джек Лондон даже позаимствовал образ главного героя для своего рассказа. Это ли не повод полюбопытствовать, что именно привлекло всех их в данном романе? Религиозный вопрос, затронутый в произведении, был весьма актуальным во время написания этого романа. Рассмотрение этого вопроса во время чтения произведения может расширить кругозор. Автором романа является женщина, к тому же весьма впечатлительная. Об этом в ходе чтения книги постоянно напоминала «кукольность» героев, периодически по-детски поверхностное и наивное мышление, что в купе составило жирный минус.
Изучение данного революционно-романтического произведения предоставило мне неплохой опыт, но, к сожалению, не подтолкнуло к прочтению остальных двух романов «Прерванная дружба» и «Сними обувь твою», которые составляют с «Оводом» известную трилогию Этель Лилиан Войнич.
Евгений КУЛИШОВ