Вы здесь

Как индейцы захватили американский город и два месяца сдерживали осаду ФБР и полиции

Статью подготовил Карякин Фёдор Романович
10 января 2023 года

50 лет назад, 27 февраля 1973 года, 200 американских индейцев захватили небольшой городок Вундед-Ни в резервации Пайн-Ридж в штате Южная Дакота. Они объявили о создании независимого государства на территории поселения и 71 день сдерживали осаду полиции и ФБР. Индейцы потребовали от властей США соблюдать свои обязательства и прекратить дискриминацию коренного населения. Эти события запомнились в истории как последнее вооруженное восстание индейцев в США. Инцидент стал последним эпизодом кровопролитных войн между коренными народами и колонизаторами американского континента, которые продолжались более 300 лет. За что боролись захватчики Вундед-Ни, удалось ли им добиться поставленных целей и как за последние полвека изменилось положение индейцев в современном американском обществе.

К 1970-м годам противостояние между индейцами и потомками европейских колонизаторов стало частью истории США. Казалось, что боевые схватки между представителями коренных народов и американскими властями остались в прошлом.

27 февраля более двухсот представителей разных племен въехали на автомобилях в поселение Вундед-Ни (англ. Wounded Knee, «Раненое колено») в резервации Пайн-Ридж. Они были вооружены винтовками, ножами и автоматами. Индейцы быстро захватили деревню и взяли в заложники 11 человек, потребовав от властей соблюдать договоры и их права на самоуправление. При этом местные жители не сопротивлялись, так как сами разделяли взгляды на несправедливое устройство общества. Они жили бедно и страдали от тех же социальных недугов, что и все индейцы в США — массового алкоголизма, домашнего насилия, безработицы.

После множественных перестрелок и столкновений они согласились пойти на переговоры с властями и освободили деревню. Индейцы поверили, что на этот раз их голос будет услышан. Однако их надежды на справедливое отношение со стороны правительства США снова не оправдались.
Борьба за справедливость

Индейцы решили начать вооруженную борьбу с властями по нескольким причинам. Пайн-Ридж, в которой находится поселение, — одна из крупнейших резерваций в США. Большую часть ее территории составляют засушливые прерии, непригодные для сельского хозяйства — основного источника дохода коренных народов. При этом земли резервации богаты ураном и другими природными ресурсами, которые всегда были лакомым куском для властей.

Каждое племя де-юре могло выбирать своих местных чиновников, принимать законы и устанавливать дополнительные налоги. Однако правительство США регулярно нарушало договоры, регулирующие эти права.

Одним из таких поставленных управленцев в резервации Пайн-Ридж стал Дик Уилсон. В 1972 году он занял пост председателя племени лакота и главного чиновника в регионе. При нем кумовство, взяточничество и репрессии в резервации достигли своего апогея.

Кроме того, Дика Уилсона обвиняли в убийствах политических оппонентов. С ним связывали несколько случаев исчезновения людей или их гибели при невыясненных обстоятельствах. Полиция при этом бездействовала и списывала инциденты на бытовые конфликты. Равнодушное отношение американских правоохранителей и правительства к подобным проблемам также послужило поводом для вооруженного протеста.

Помимо этого, представителей коренных народов продолжали ущемлять по расовому признаку. Так, в 1960-1970 годы Индейская служба здравоохранения (IHS) подвергла тысячи индейских женщин принудительной стерилизации. Через эту процедуру прошли около 25 процентов женщин детородного возраста из индейских племен. Эта политика привела к снижению числа коренных американцев в США, а также пагубно сказалась на здоровье представительниц коренных народов. Сами индейцы считали такие действия современной формой геноцида.

Сохранение несправедливого отношения к индейцам в американском обществе вызвало рост сопротивления внутри племен.

Одним из таких поставленных управленцев в резервации Пайн-Ридж стал Дик Уилсон. В 1972 году он занял пост председателя племени лакота и главного чиновника в регионе. При нем кумовство, взяточничество и репрессии в резервации достигли своего апогея.

Кроме того, Дика Уилсона обвиняли в убийствах политических оппонентов. С ним связывали несколько случаев исчезновения людей или их гибели при невыясненных обстоятельствах. Полиция при этом бездействовала и списывала инциденты на бытовые конфликты. Равнодушное отношение американских правоохранителей и правительства к подобным проблемам также послужило поводом для вооруженного протеста.

Помимо этого, представителей коренных народов продолжали ущемлять по расовому признаку. Так, в 1960-1970 годы Индейская служба здравоохранения (IHS) подвергла тысячи индейских женщин принудительной стерилизации. Через эту процедуру прошли около 25 процентов женщин детородного возраста из индейских племен. Эта политика привела к снижению числа коренных американцев в США, а также пагубно сказалась на здоровье представительниц коренных народов. Сами индейцы считали такие действия современной формой геноцида.

Сохранение несправедливого отношения к индейцам в американском обществе вызвало рост сопротивления внутри племен.

Однако история рассудила по-своему. После захвата Вундед-Ни в конце февраля 1973 года вожди Движения американских индейцев призвали власти штата к переговорам. Для смягчения обстановки они отпустили всех 11 заложников, однако никто из них не покинул деревню, считая ее своим домом.

Также индейцы требовали публично рассмотреть сотни договоров между коренными американцами и колонизаторами, чтобы доказать, что США систематически нарушали их, лишая племена законных прав.

Захватчики деревни хотели, чтобы США вернулись к исполнению всех договоров с индейцами и дали им возможность полноправно жить и развиваться на своей земле. Особенно важным для них было возвращение к договору 1868 года с сиу о землях в Южной Дакоте, по которому им должно было отойти намного больше территорий, чем было в их распоряжении.

Однако власти переговоров не хотели. К этому моменту ФБР, местная и федеральная полиция и военные части окружили поселок, фактически установив вокруг него блокаду. На дорогах с обеих появились контрольно-пропускные пункты, на помощь полицейским центр прислал 17 бронетранспортеров и вертолет. Вскоре между сторонами начались взаимные перестрелки.

Либерально настроенные американцы сочувствовали индейцам, в крупных городах страны проходили акции в их поддержку. При этом в само поселение проникали все новые индейцы с оружием и припасами для помощи восставшим, к 13 марта их число достигло 400 человек.

Знаменитости также старались привлечь внимание к происходящему. Так, актер Марлон Брандо отказался получать премию Оскар за роль в фильме «Крестный отец». На церемонии вручения премии 27 марта 1973 года вместо него на сцену вышла гражданская активистка Сачин Литтлфезер, она выступила с речью про дискриминацию индейцев в Соединенных Штатах и события в Вундед-Ни.

Спустя некоторое время после захвата Вундед-Ни один из лидеров восстания Рассел Минс объявил на территории поселения независимое государство с традиционной формой правления для коренных народов. Активист завил, что появление на территории деревни вооруженного гражданина любой страны, включая США, будет расценено как объявление войны. Перестрелки временно остановились, но вскоре возобновились.

Либерально настроенные американцы сочувствовали индейцам, в крупных городах страны проходили акции в их поддержку. При этом в само поселение проникали все новые индейцы с оружием и припасами для помощи восставшим, к 13 марта их число достигло 400 человек.

Знаменитости также старались привлечь внимание к происходящему. Так, актер Марлон Брандо отказался получать премию Оскар за роль в фильме «Крестный отец». На церемонии вручения премии 27 марта 1973 года вместо него на сцену вышла гражданская активистка Сачин Литтлфезер, она выступила с речью про дискриминацию индейцев в Соединенных Штатах и события в Вундед-Ни.

Спустя некоторое время после захвата Вундед-Ни один из лидеров восстания Рассел Минс объявил на территории поселения независимое государство с традиционной формой правления для коренных народов. Активист завил, что появление на территории деревни вооруженного гражданина любой страны, включая США, будет расценено как объявление войны. Перестрелки временно остановились, но вскоре возобновились.