Вы здесь
РЭЙ БРЭДБЕРИ «МАРСИАНСКИЕ ХРОНИКИ» Культура 

РЭЙ БРЭДБЕРИ «МАРСИАНСКИЕ ХРОНИКИ»

 «Вот она, Земля, на вечернем небосводе, догоняет закатившееся за горы солнце. Эта зеленая звезда и есть то, о чем говорило радио».


Покинув мир земной несколько лет назад, американский писатель Рэймонд Дуглас (Рэй) Брэдбери оставил читателям более восьмисот различных литературных произведений, в том числе несколько романов и повестей, сотни рассказов, десятки пьес, ряд статей, заметок и стихотворений. Именно Брэдбери сумел пробудить у читателей интерес к жанрам научной фантастики и фэнтези, которые до него были на периферии современной культуры.

Сегодня хотелось бы поговорить о его «Марсианских хрониках».

Несмотря на то, что Рэй традиционно считается классиком научной фантастики, о жанровой принадлежности своих книг он рассуждал так:

«У меня есть только одна книга в жанре научной фантастики, и это «451 градус по Фаренгейту», роман, основанный на реальности. Научная фантастика – описание реального. Фэнтэзи – описание нереального. Так что «Марсианские хроники» – это не научная фантастика, это фэнтези. Этого не может случиться, понимаете? Вот почему у этой книги будет долгая жизнь – она как греческий миф, а мифы живучи».

Живучими оказались и впечатления Брэдбери от прочтения «Великого воина Марса» Эдгара Берроуза: Рэй в возрасте двенадцати лет, когда не мог позволить купить себе книгу из-за бедности, решил пофантазировать и написать продолжение к уже прочитанному произведению Берроуза; спустя время он признал влияние Эдгара на свое творчество, утверждая, что «Марсианские хроники» не были бы написаны, не прочти он его.

Будучи повсеместно признанным мастером короткого рассказа и отличаясь блестящим поэтичным слогом, Брэдбери попробовал свои силы в более крупной прозе. Результатом сего эксперимента и стали «Марсианские хроники» завуалированное под роман собрание коротких историй и эпизодических новелл, включающее ранее опубликованные в литературных журналах во второй половине 40-х годов рассказы.

Роман был посвящен его жене Маргарет, которая и набрала на печатной машинке первый экземпляр. Кисти ее рук, паря над клавишами машинки, вбивали в листы бумаги чернильные символы путешествий, извлеченных из сознания ее мужа, жаждущего свою любовь к Марсу, обретенную еще в детстве благодаря рассказам Берроуза, смешать с культурой и бытом американского Среднего Запада из произведения Шервуда Андерсона «Уайнсбург, Огайо», что предоставил ему друг и наставник в 1944 году.

В «Марсианских хрониках» автор отправляет землян на Марс, тайком подкладывая в их багаж проблемы, волнующие американское общество в 1950-х годах: расизм, цензуру, загрязнение окружающей среды, а также угрозу полного самоуничтожения посредством атомного оружия.

«Сначала я подумал о тех чертах, которые придадут сходство покорению Марса с покорением Дикого Запада, — утверждал Рэй. — С раннего детства я впитывал истории о разнообразных приключениях на Диком Западе, которые рассказывали мне отец и дед. События некоторых из них происходили ещё в начале века, когда этот край был гораздо более пустым, заброшенным и одиноким. В душе я знал, что реальный Марс будет тем новым горизонтом, в который Билли Бак, герой рассказов Стейнбека, задумчиво вглядывался, стоя на побережье Тихого океана: великое «Покорение Запада» было уже окончено, и перспективы удивительных приключений начали неумолимо рассеиваться».

Эта идея для романа в рассказах стала своеобразным зеркалом, отражающим человечество, его ошибки, слабости и недостатки. На тот момент книга должна была послужить своеобразным предупреждением о предстоящих опасностях для человеческой культуры. Именно поэтому Рэй всегда любил научную фантастику и фэнтэзи: эти жанры позволяли автору критиковать общество, используя метафору будущего для отображения проблем настоящего.

Подведём черту.

Марс Брэдбери противоречил естественнонаучной концепции. Рэю не было до этого дела, важнее всего была сама метафора. И эту метафору автор преподнес читателю непревзойденно.  Благодаря дробной форме роман легко впитывается, даже если читатель вынужден делать длительные перерывы. Уже изучив следующее произведение «451 градус по Фаренгейту», я вынужден отметить, что Брэдбери не сумел до конца раскрыть свой потенциал использования тропов в «Марсианских хрониках».

Летописная форма романа, изданного в 1950-м году, пророчески открывает перед читателем проблемы человеческих масс XXI века посредством метафор.

Евгений КУЛИШОВ


Фото: Александра ПОРУНОВА