Вы здесь
РОБЕРТ ГЭЛБРЭЙТ «НА СЛУЖБЕ ЗЛА» Культура 

РОБЕРТ ГЭЛБРЭЙТ «НА СЛУЖБЕ ЗЛА»

«План у него созрел — что надо. Все шито-крыто. Комар носу не подточит. А дома, в холодильнике, ждал своего часа заветный сверток».


Радости не было предела. Дождался наконец-таки. Словно ребенок, получивший столь желанный им объект, я с трепетом разогнул еще хрустящий форзац книги, втягивая в себя запах свежих листов бумаги, любимый всеми читателями бумажных изданий. Я был в предвкушении длинных суток наедине с этой книгой очередным детективным романом Джоан Роулинг, прячущейся под псевдонимом Роберта Гэлбрейта.

Это третье по счёту сочинение из серии историй о частном детективе Корморане Страйке и его помощнице Робин Эллакотт. Предыдущие две части («Зов Кукушки» и «Шелкопряд») я рассматривал в рецензиях ранее. Где-то проскользнула версия, что таких частей будет всего семь в подражание семи частям Гарри Поттера. Каждую последующую я готов ждать с нетерпением.

Что ж, перед читателем вновь предстает во всем своем великолепии Лондон наших дней. Затаив дыхание, я ждал вкусить новую порцию тропов Роберта, был готов вновь загибать уголки страниц, вместивших в себя слог, искрой задевающий меня.

Но не тут-то было. С первого же десятка страниц я почувствовал, что Гэлбрейт неожиданно скупо отнесся к вплетению метафор меж строк. Шелест страниц не прекращался, а я у меня всё никак не появлялся повод изменить свое первоначальное мнение. А ведь отчасти именно за язык я полюбил истории Роберта Гэлбрейта. Оставалось делать ставки на сюжетный стержень и всё, что его обвивает.

Итак, за спиной у Страйка героическое прошлое, сделавшее его инвалидом, забрав у него ногу по колено. Но, несмотря на это, Страйк и поныне проявляет героизм, хоть и совершенно к этому не стремится. Внебрачный сын стареющего рок-идола, он никогда не пользовался теми благами, какие достаются его сводным братьям и сестрам. Став известным Лондону благодаря раскрытию преступлений, описанных в «Зове кукушки» и «Шелкопряд», Корморан трезво осознавал, что слава не может быть вечна, поэтому в глубине души был готов вновь вернуться к долгам и будничной работе сыскных агентств слежкой за неверными женами и мужьями. Можно сказать, что подобным образом начинались предыдущие книги Роберта. И, по опыту, вот-вот должна появиться новая завязка громкого дела. И она появляется. Робин Эллакотт получает с курьером таинственный пакет, в котором обнаруживается отрезанная женская нога. Ее начальник, частный детектив Корморан Страйк, не так удивлен, но встревожен не меньше. В его прошлом есть четыре возможных кандидатуры на личность отправителя и каждый из четверых способен на немыслимую жестокость. Полиция сосредотачивает усилия на поиске одного из этих четверых, но Страйк чем дальше, тем больше уверен, что именно этот подозреваемый ни при чем. Вдвоем с Робин они вынуждены взять дело в свои руки и погрузиться в пучины исковерканной психики остальных троих подозреваемых. Но таинственный убийца наносит новые удары, и Страйк с Робин понимают, что их время на исходе.

В новинку было использование автором названий песен Blue Oyster Cult и цитат из них, сопряженных с основной сюжетной линией, с умыслами преступника.

Касаемо основной линии: заинтересовала в меньшей степени, если сравнить с предыдущими частями. Большие ставки делались на глубинные эмоции персонажей, миры их взаимоотношений. Для меня большей загадкой был исход взаимоотношений между Страйком и его помощницей Робин. Очевидно, психологии в сей книге автор уделил на толику больше внимания, чем в первых двух изданиях.

В итоге, имеем среднего уровня язык. Хотя… Этот язык может дать фору огромному большинству современной литературы. Но автор весьма нехило задрал планку, заставляя читателя ожидать в третьей части тот же слог. «Громкое дело», занимающее основное место в сюжетной линии, оказалось для меня не таким уж и громким. Опять же, сравниваю я с уже выпущенными изданиями данной серии. А вот психологические аспекты всей этой истории, заключенной меж двумя книжными корками, пытаются держать в оцепенении.

Подведём черту.

Полюбившиеся закоулки Лондона и бегущие по ним Корморан Страйк и Робин Эллакотт глядят на читателя в прежнем обличии, окутанные старым-добрым слогом автора. Роман ведется от трёх лиц: Страйка, Робин и убийцы. Этот прием использован очень органично и уникально для данной серии детективных историй. Психология отношений героев друг с другом и самих с собой четко выведена пером автора. Предыдущие части, разумеется, не были лишены этой черты, но в данной книге она еще ярче выражена. Уникальных художественных средств выразительности практически нет, мною загнута лишь одна страница. Надеюсь, в следующей части автор исправит этот недостаток. Детективная начинка мне показалась слабее предыдущих частей, по крайней мере финальными аккордами я был раздосадован.

Роман «На службе зла» не сумел впечатлить меня больше, чем «Зов Кукушки» и «Шелкопряд», но заставил меня начать томиться в ожидании следующей части серии историй про Корморана Страйка.

Евгений КУЛИШОВ


Фото: Александра ПОРУНОВА