Вы здесь
Токены NFT Новости 

Токены NFT

Несуществующие токены (NFT) — это цифровые объекты, которые представляют собой нечто другое, например, произведение искусства, видео или даже твит. Они подтверждают существование и право собственности на этот предмет посредством записи данных в блокчейн (технология распределенных бухгалтерских книг).

С момента появления НФТ в 2016 году многие художники экспериментировали с этим новым цифровым устройством для продажи своих творений. Чаще всего NFT покупают и перепродают через аукционные сайты, где оплата производится в криптовалюте (например, эфириуме). Именно это понятие сертификата, зарегистрированного на блокчейне, отличает НФТ от обычного цифрового произведения.

Общественность и СМИ говорят о НФТ полярно: в глазах самых ярых энтузиастов НФТ представляют собой будущее искусства, в то время как их противники считают их огромной кражей и пустой тратой энергии.

Как можно охарактеризовать этот феномен NFT? В какой степени он бросает вызов устоявшимся кодам современного искусства?

Как исследователь, специализирующийся на изучении медиа и социологии культуры, я представляю краткий обзор ситуации.

Крипто-евангелисты и крипто-скептики
С одной стороны, есть лагерь, который можно назвать крипто-евангелистами: они придерживаются дискурса, который представляет НФТ как радикальную революцию, которая изменит все.

Именно такой дискурс окружают сенсационную продажу в 2021 году работы художника Beeple (коллаж из виньеток, созданных с помощью цифрового программного обеспечения) на престижном аукционе Christie’s почти за 70 миллионов долларов США. По словам двух главных покупателей, эта покупка стала «олицетворением происходящей революции» и ознаменовала «начало движения, осуществляемого целым поколением».

С другой стороны, есть криптоскептики. Это позиция Хито Штайерль, широко известного медиа-художника. Она считает, что НФТ являются «эквивалентом токсичной мужественности» и обязаны своим развитием «худшим и самым монополистическим акторам», которые «извлекают труд из нестабильных работников» и «занимают слишком много внимания и расходуют весь кислород в комнате».

Такая поляризация означает, что реальный потенциал НМТ, а также их недостатки, которые также вполне реальны, как правило, отодвигаются на второй план карикатурными принципиальными позициями. Однако внутри этой экосистемы НФТ существует множество богатых и плюралистических художественных практик.

Развивающиеся творческие сцены
Формат NFT определенно представляет собой новый тип объекта торговли. В его основе лежит новый тип контракта (известный как «умный»), который сам по себе является результатом инноваций технологии блокчейн. Таким образом, формат NFT привел к появлению новой творческой сцены. Или, скорее, сцен, во множественном числе, которые характеризуются большим оживлением — но также и определенными противоречиями.

«Родные» сцены формата NFT, то есть те, которые родились с изобретением этого формата, характеризуются сильной медийной заметностью, объемом масштабных финансовых инвестиций и, для некоторых из их участников, желанием перетасовать карты мира искусства, критикуя установленный порядок.

Значительная часть создателей NFT — выходцы из практики 3D-моделирования, графического дизайна, анимации или дизайна видеоигр — иными словами, из сектора креативных индустрий. В последние десятилетия этот сектор сформировал очень большой пул специалистов, чьи творческие излишки находят свое выражение в формате NFT, а также являются источником дополнительного дохода, чтобы справиться с зачастую нестабильными условиями творческой работы.

Многие деятели отечественных NFT-сцен являются, по выражению социолога Говарда С. Беккера, аутсайдерами (неофитами) по сравнению с устоявшимся миром искусства. То есть они общаются в кругах, отличных от кругов институционального мира искусства, и во многом преступают его правила.

Более эгалитарный мир искусства?
Дискурс основных покупателей сенсационной работы Бипла очень поучителен в этом смысле. MetaKovan и Twobadour (два инвестора криптовалютного мира, оба индийского происхождения) рассказывают в интервью:

С самого раннего возраста нам внушали, что искусство не для нас. …Мы всегда были против идеи исключительности. Метавселенная — это все включено. … Метавселенная, в которой у всех будут одинаковые права, полномочия, будет легитимной. … Это особенно эгалитарно».

Однако существуют серьезные противоречия между дискурсом эгалитаризма, который они здесь отстаивают, и его реализацией в проектах этих двух инвесторов. Например, во время мероприятия технологического искусства Dreamverse, которое они организовали в Нью-Йорке в 2021 году, цена за вход на вечер варьировалась от 175 до 2500 долларов США — неподъемная цена для многих любителей. Такая иерархия цен ведет, скорее, к воспроизводству логики эксклюзивности, которая благоприятствует наиболее удачливым.

Музеи осторожничают
Разрыв между рыночной стоимостью НМТ и их ценностью в музеях беспрецедентен. Первая достигает небывалых высот, а вторая все еще находится на дне. Действительно, коллекционирование НМТ музеями по сей день остается весьма маргинальной практикой. Лишь немногие НМТ включены в музейные коллекции. Некоторые из них приобретаются после выставки в музее, где они представлены на цифровых экранах, висящих на стене.

На культурную легитимность влияет дезинтермедиация (устранение посредников) и реинтермедиация (введение новых посредников), которые характеризуют мир НФТ. В своем разрушительном импульсе провозглашенная революция НФТ отсекает себя от цепи устоявшихся, легитимных посредников — галеристов, кураторов, художественных критиков, обычных коллекционеров и государственных субсидий.

На смену им пришли новые посредники, в первую очередь «киты» — инвесторы, сделавшие состояние на криптовалюте, — или знаменитости популярной культуры. Эти новые посредники чрезмерно инвестируют финансовый капитал в производство НФТ с целью завоевать положение престижного коллекционера или обогатиться за счет повышения стоимости произведений. Но им часто не хватает социального и культурного капитала, чтобы найти способ получить доступ к музеям, их выставочным пространствам и коллекциям.

В поисках легитимности
Однако эти произведения находятся в открытом доступе, поскольку все НФТ находятся в свободном доступе на электронных кошельках их покупателей. Некоторые коллекционеры покупают работы только для того, чтобы спекулировать. Другие добиваются известности, выставляя свои НФТ в метавселенной (виртуальном мире), такой как Decentraland или Space.

А для других поиски легитимности идут дальше: весной 2022 года группа художников, кураторов, коллекционеров и платформ НМТ организовала павильон децентрализованного искусства параллельно с Венецианской биеннале. Оставаясь вне официальной программы, выставка была направлена на позиционирование НФТ в орбите этого ключевого события современного искусства.

Однако в этом выпуске биеннале присутствие НФТ осталось маргинальным. Только павильон Камеруна выставил НФТ под руководством куратора с сомнительной репутацией, и результат оказался разочаровывающим.

Возможно, признание НФТ освященным миром искусства придет по другим путям, например, через более экспериментальные практики, представленные в этом году на художественной выставке documenta в Касселе, Германия, или через художественные движения из развивающихся стран, как проект Balot, который использовал НФТ для критики присвоения американским музеем произведения из Республики Конго.

Таким образом, признание может прийти через маргиналов. Но в этих случаях маргинальным игрокам было легче получить доступ к устоявшемуся миру искусства, поскольку они разделяли его коды.

Статью подготовил Глущенко Владимир Васильевич

Похожие записи