Вы здесь

Традиции Пасхи: обряды и игры, которые связывают поколения

Пасха – главный христианский праздник. С ним связано множество традиций, которые формировались на протяжении веков. И если церковный канон во многом дошел до наших дней в неизменном виде, то простонародные обычаи складывались по-особому. В разных регионах они могли отличаться и даже носить курьезный характер.

Церковный обряд

Пасхальная утреня начинается в ночь на воскресенье незадолго до полуночи. Клир и прихожане выходят из церкви и обходят его в крестном ходе. После этого торжественно отпирают закрытые двери храма и начинают богослужение. Его неотъемлемой частью являются особые пасхальные псалмы, в которых прославляется Христос и его воскрешение. Освящается артос – хлеб, символизирующий тело Христа, проводится всеобщее причащение.

Служба идет в течение трех часов. В старину после ее окончания люди расходились по домам, причем существовало поверие: кто первый вернется домой, тому весь следующий год будет сопутствовать удача.

Народные традиции

В старину Пасха являлась одновременно значимым церковным праздником и поводом для широких гуляний. Всю работу полагалась отложить, а воскресенье потратить на веселье, походы по гостям и, конечно, церковную службу. Наши предки, люди глубоко религиозные, считали, что тот, кто встанет к утрене и не ляжет до следующего заката, на весь год привлечет в свой дом Божью милость и благополучие. Проспать праздничную службу считалось верным знаком грядущих неудач. Если такой казус происходил с незамужней девушкой, это означало, что ей достанется в мужья плохой человек.

Прежде традиционные атрибуты Пасхи, куличи и крашеные яйца, освящались не заранее, а только после литургии. Яйца варили в больших количествах – их в тот день раздавали вместе с милостыней. Поделиться освященной едой тоже было ритуалом для привлечения счастья.

Кроме того, с яйцами было связано много народных обрядов и забав. Ими обменивались при встрече, били друг об друга – у кого скорлупа останется целой, тот победил. Но самой известной игрой, связанной с Пасхой, было катание яиц. В нее начинали играть на следующий день после праздника. На чистом плоском месте устанавливался каток – небольшой желоб под наклоном. На самой площадке расставлялись небольшие призы – например, игрушки. Нужно было запускать свое яйцо так, чтобы оно задело какой-нибудь выставленный предмет. Если этого не происходило, то оно само становилось призом, следующие игроки могли его забрать, если задевали его своим «снарядом». Победителем считался тот, кто собрал не только предметы, но и самое большое количество таких яиц.

Еще одним традиционным развлечением было катание на качелях. Верили: чем сильнее раскачаешься, тем лучше будет урожай в этом году, а у незамужних и неженатых повышается шанс найти супруга. Конец Великого поста означал снятие запрета на веселые песни и танцы, и молодежь не упускала случая этим воспользоваться. Заводили хороводы, пели особые пасхальные песни. Нередко это перетекало в сватовство – следующее воскресенье после Пасхи считалось идеальным днем для этой процедуры.

На Пасху обязательно ходили в гости к родственникам. Войдя в дом, нужно было христосоваться – троекратно поцеловать человека (в честь Отца, Сына и Святого Духа) и сказать: «Христос воскресе». Такой ритуал проводили и просто при встрече со знакомыми. Угощение на стол готовили обильное. Вместе с обязательными куличом, творожной пасхой и яйцами (с них полагалось начинать разговляться) часто ставили фаршированного ягненка или запеченного поросенка.
Кроме обычных гостей по дворам ходили с волочебными песнями. Обряд напоминал святочное колядование, только без масок и переодевания – участники пели праздничные песни, за что их полагалось одаривать едой. Считалось, что если им отказать – от семьи отвернется удача.

При всем этом разнообразии главная идея Светлого Воскресенья в народном сознании всегда была созвучна с церковной – торжество жизни над смертью. И сейчас к Пасхе относятся прежде всего как к празднику возрождения и радостных надежд.

Статью подготовил Платонов Дмитрий Геннадьевич