Вы здесь

Вечный конфликт отцов и детей: «Мещане» на сцене «Современника»

 Анастасия ЖУКОВА

3 декабря Московский театр «Современник» представил обновлённую версию спектакля «Мещане» в постановке Павла Сафонова. Эта классическая драма Максима Горького вновь обрела свежий взгляд, благодаря тонкой режиссёрской работе и мощному исполнению заслуженного артиста России Сергея Юшкевича, который впервые выступил в роли Бессеменова.

Фото: Василий Кузьмичёнок

«Мещане» – пьеса, глубоко укоренённая в русской литературной традиции. Однако её сила в том, что она продолжает оставаться актуальной в любое время. Павел Сафонов, режиссёр спектакля, искусно акцентирует внимание на вечной теме конфликта поколений.

Родители пытаются передать своим детям ценности, которые для них кажутся единственно правильными. Дети, напротив, стремятся освободиться от родительского влияния, утвердить свои взгляды и выбрать собственный путь. Как подчёркивает Сергей Юшкевич:

«Эти противоречия есть в каждой семье. Родители когда-то сами восставали против старшего поколения, а теперь они получают те же вызовы от своих детей. Горький удивительно тонко описал эту борьбу – она вечна и неизбежна».

Фото: Василий Кузьмичёнок

Обновление постановки стало не просто необходимостью, но возможностью придать спектаклю новое дыхание. Замена исполнителя главной роли – Бессеменова – связана с обстоятельствами, из-за которых Александр Балуев покинул проект. В то же время Павел Сафонов воспринимает эту ситуацию как шанс:

«Мы не просто ввели нового актёра. Мы пересмотрели материал, переосмыслили каждую сцену. Сергей Юшкевич принёс в образ Бессеменова свои краски, свою эмоциональность. Это настоящее обновление, которое даёт спектаклю вторую жизнь».

Фото: Василий Кузьмичёнок

Эта перезагрузка ощущается не только в игре Юшкевича, но и в динамике взаимодействия всего актёрского ансамбля. Репетиции, прошедшие накануне премьеры, стали своего рода лабораторией, где текст Горького зазвучал с новой силой.

Фото: Василий Кузьмичёнок

Спектакль обращается к зрителям всех возрастов, показывая, что проблема отцов и детей касается каждого. Это не просто бытовой спор, а столкновение мировоззрений, ценностей, ожиданий и разочарований.

На сцене «Современника» конфликт между Бессеменовым и его детьми становится отражением сложных, порой болезненных процессов, происходящих внутри любой семьи. Любовь, страх и непонимание переплетаются в образах, которые одновременно вызывают сочувствие и заставляют задуматься.

Фото: Василий Кузьмичёнок

Юшкевич создаёт образ Бессеменова, который нельзя однозначно осудить. В его жёсткости чувствуется уязвимость, а за консервативностью скрываются искренние надежды, что его дети выберут «правильный» путь.

Режиссёр Павел Сафонов и художник-постановщик создают пространство, которое максимально погружает зрителя в атмосферу пьесы. Дом Бессеменовых становится своего рода микрокосмом, где сталкиваются старое и новое, традиции и стремление к переменам.

Фото: Василий Кузьмичёнок

Тонкость постановки заключается в её человечности. Сцены, наполненные конфликтами и напряжением, органично переходят в моменты тишины, где эмоции звучат громче слов.

Обновлённая версия «Мещан» – это не просто взгляд на классическую пьесу. Это приглашение задуматься о том, что значит быть частью семьи, как прошлое формирует настоящее, и почему понимание друг друга – самый сложный, но важный процесс.

Сергей Юшкевич, вдохнувший в роль Бессеменова новую жизнь, оставляет глубокое впечатление, заставляя сопереживать и спорить с его героем. В то же время работа Павла Сафонова демонстрирует редкое мастерство – сохранить классический текст, придав ему свежий смысл.

Этот спектакль стоит увидеть, чтобы вновь убедиться: несмотря на время и обстоятельства, главные вопросы жизни остаются неизменными. И театр – идеальное место для поиска ответов.