Вы здесь
ВИКТОР ПЕЛЕВИН «ПРИНЦ ГОСПЛАНА» Культура 

ВИКТОР ПЕЛЕВИН «ПРИНЦ ГОСПЛАНА»

«Принц бежал по каменному карнизу; надо было успеть подлезть под железную решетку до того, как она опустится, потому что за ней стоял узкогорлый кувшин, а сил почти не было: сзади остались два колодца с шипами, да и прыжок со второго яруса на усеянный каменными обломками пол тоже стоил немало. Саша нажал «Right» и сразу же «Down», и принц каким-то чудом пролез под решеткой, спустившейся уже наполовину».


Четвертый ли, может, пятый август третьего тысячелетия. Город Екатеринбург. По улице, именованной в честь революционера Войкова, хрущёвки расставлены словно магнитики на холодильнике путешественника. Солнечные лучи с южной стороны пронизывали балконное стекло, намеренно направляясь прямиком в дедушкину комнату. Упирались в монитор древнего компьютера, отбрасывая блики, чем нагло дразнили мальчишку девяти ли, может, десяти лет. В гостиной его родители праздновали дни рождения своих родителей, а четыре ли минуты, может, пять минут тому назад, мальчишка, отдав дань вниманием и забрав дань угощениями, поспешно отчалил играть в Принца Персии – компьютерную игру 1989 года выпуска.

Спустя два года после выхода игры на её базе Пелевин пишет повесть Принц Госплана, включающую в себя элементы киберпанка, жанра научной фантастики, отражающей упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху. Вообще, Виктор Пелевин – фигура именитая в литературных кругах. По крайней мере, я эту фамилию придерживал в голове на случай необходимости выбора новой книги для изучения. Фигура то именитая, но, судя по биографии, весьма нестабильная. Например, когда он сдал в публикацию «Омон Ра», сделавшую его известным первую повесть, то звонил другу и просил сказать, приняли работу или нет, причём побыстрее, поскольку он висит в пещере, а вокруг летают мыши. Он считает своими учителями магов и занимается гаданиями. Зачастую могло складываться впечатление, что он полностью верит в то, что пишет. Но никто этого не знает, потому что великие маги всегда были либо «не от мира сего», либо великими шарлатанами, и никто никогда не понимал, кем они являются на самом деле.

Ах, да, о чем же повесть Принц Госплана? На момент выхода игр подобного рода, что описана выше, в мире литературы такое направление было уникальным, свежим и желанным. Спустя энное количество лет у тогдашних игроманов во время прочтения повести может пульсировать ностальгия в висках. Со стороны морали, стержня, смысла, «проблемы» для сочинения по русскому языку на ЕГЭ в конце-концов, вероятно, подразумевается акцент на резкую волну переизбытка внимания к компьютерным играм. Но ведь мы пришли сюда по-настоящему изучать литературу, впитывать её слог, а не читать, например, «Вредные советы» Григория Остера. Что ж, в течение всей повести главный герой, программист, погруженный в мир компьютерных игр позднесоветской эпохи, преодолевает препятствия параллельно со своими коллегами по государственному учреждению. Такой вот он «Принц Госплана».

К сожалению, дать эта повесть мне ничего не смогла, разве что позволила тому мальчишке, ставшим спустя полтора десятка лет вашим покорной слугой, вспомнить летние дни в дедушкиной комнате за его компьютером. А ведь Виктор Пелевин лауреат многочисленных литературный премий. Быть может, мне просто не повезло с произведением?

Евгений КУЛИШОВ


Фото: Александра ПОРУНОВА