ВЛАДИМИР НАБОКОВ «КАМЕРА ОБСКУРА»
«А теперь от Магды остался только голос, да шелест, да запах духов, — она как бы вернулась в ту темноту (темноту маленького кинематографа), из которой он её когда-то извлек».
Кисть моей левой руки сжимает уже прочитанную половину «Камеры обскура», палец же правой норовит перекинуть очередную страницу влево.
Миновав экватор, я впервые решился изложить впечатление от произведения, не добежав глазами до его последнего символа.
Почему?
С «читательским опытом» приходит странное желание додумывать произведение за автора уже где-то на середине пути. И додумывать не просто абстрактную развязку, а полноценный сюжетный ход, подпитываемый авторским слогом, что к тому моменту успевает подсознательно привязаться к языку.
Скажу прямо: мой сценарий оказался созвучен с содержанием прожитых дней героев, однако, Набоков настолько изящно и мастерски преподнёс это литературное блюдо читателю, что заставил меня уважать его авторский талант пуще прежнего. Хотя тематика, казалось бы, обыденная и бытовая, присущая его, возможно, некогда травмированному сознанию.
Набоков в очередной раз чертит любовный треугольник, изменив возраста нынешних вершин этой геометрической фигуры. На сей момент к «любви» на стороне тяготеет глава семейства, всё больше и больше подпадая под чары юной девушки, которую без зазрения совести можно назвать распутной, а то и неофициальной «ночной бабочкой», умело «сосущей» из мужчины материальные ценности.
Мужчина – изменник, подлец, предатель, «да как он посмел?» Девушка – расчетливая, меркантильная, лживая, будто копия относительно недавней звезды телевизионных шоу. Феминистки будут гордо защищать представительницу своего пола, мужчины же с соответствующей солидарностью и пониманием кивнут, ощущая и на себе влияние животного инстинкта.
Мужчина в жизни уже состоялся, он обеспечивает жену и маленькую дочь. Он будто бы имеет право влюбиться еще раз. Вновь ощутить тот прилив, когда путь его ладони от изящной шеи до покрытой мурашками голени женского тела перестанет казаться чем-то обыденным. Девушка – мечтательно-амбициозная бездельница, поручившая своему эго занять место в кинематографе – стать актрисой. Ни таланта, ни старания нет, но наш мужчина, обладающий необходимыми связями в данной сфере, проталкивает юную любовницу в кино.
Наблюдается своего рода классический симбиоз, лишивший семью мужа и отца: герой напрочь уходит к юной избраннице.
От двух вершин уже имеющегося треугольника чертим две пересекающиеся прямые. Вот перед нами еще один «любовный треугольник»: у юной особы появляется половой партнер из прошлого. И неважно, окажется ли новая вершина начерченного треугольника внутри старого или нет, ибо каждый читатель сможет все интерпретировать по своему. О дальнейших прелестях сюжета я вынужден помалкивать. Именно их наличие заставило отнести это произведение к рангу моих самых любимых.
«Между строками, читая романы Набокова», – своим откровением заполнял такт музыки мой кумир лет десять назад.
Действительно, что кроется между строк этого романа? Банальный вопрос: почему автор озаглавил его так?
Камера-обскура от латинского дословно – тёмная комната. Быть может наши чертежи были выведены на полу этой тёмной комнаты так, что все четыре вершины лишились прозрения и света? Несмотря на то, что в книге этот оборот был реализован более чем натурально, место для подобной аллегории остаётся наверняка. Но разгадать, а тем более прочувствовать это на себе, предстоит моему читателю самостоятельно. Ему же предстоит и принять во внимание, что камера-обскура – это простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Лучи света, проходя сквозь малое отверстие камеры, создают перевёрнутое (!) изображение на экране. На основе камеры-обскуры были сделаны некоторые фотокамеры.
Подведём черту.
Самобытное, неповторимое и уникальное видение Набоковым такой избитой темы «любовных треугольников». Хоть его и стоит упрекнуть в том, что этой темой он злоупотребляет в своём портфолио, однако, пишет об этом достойно. Довольствоваться языковым талантом Набокова – это отдельный плюс. По моему мнению, каждому искушенному читателю стоит впитать в губку своей коллекции слог Владимира Набокова. Однако, к сожалению, для меня оказалась абсолютно не раскрыта сущность жены главного героя, женщины которую мужчина заменил юной любовницей. Видимо Набоков не захотел оставлять ни единого шанса оправдаться главному герою.
И всё же, роман Набокова, «Камера обскура», употреблённый мною после его романа «Король, Дама, Валет», на неопределенное время отбил у меня желание прикасаться к его же «Лолите», начинённой той же тематикой. Поскольку мне оказалось нелегко наблюдать со стороны за проявлением мужских слабостей и инстинктов одновременно с осознанием женской власти и превосходства в сей стезе.
Евгений КУЛИШОВ